i formulate infinity and store it deep inside of me

Powered by Astir.News engine

Interface: демосцена по-тюменски

19 февраля 2007, 22:06

Предваряя последний фестиваль, статья была опубликована в газете "Компьютерра+Тюмень" #10(19), 28 мая-10 июня 2001.

Мало кто знает, что такое демосцена,
зачем и кому она нужна.


Заранее отметая доморощенных критиков (www.tyumen.net/channel/), сразу заявляю:демосцена в Тюмени есть. Какая уж уродилась: с большими музыкальными ушами и глазами 800х600.
Что такое демосцена? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно(?). Впрочем, если начать с истории возникновения, разложить по полочкам будет не трудно. Вообще-то, лучше октябрьского номера журнала "Мир Интернет" про историю демосцены никто не написал, поэтому позволю себе огромную цитату:

НАЧАЛОСЬ ВСЕ…

…с компьютерных игрушек. Обычно взломанные игры(с прописанными вечными жизнями и т.д.) сопровождались текстом, содержащим информацию об авторе "кряка" или о группе; о том, как они стали круты, взломав очередную программу. Эта информация называлась "интро". Не секрет, что каждый хотел оформить свою интро лучше, чем другие. Каждый программист имел свое виртуальное имя, nickname. Время от времени хакеры собирались и делились новостями, обменивались опытом, обсуждали дальнейшие планы. Это было время романтики, когда люди были объединены общей идеей и спортивным интересом, а соперничество имело форму скорее творческого соревнования, чем конкуренции. Тогда программисты собирались на copy party - demo party еще не существовало. Со временем группы стали делать интро только для того, чтобы удивить остальных, и с этого момента можно начать отсчет развития демокультуры.

В середине восьмидесятых появились конкурсы, так называемые demo party, куда демомейкеры приносили свои новые интро, демо и графику В то время активно использовался компьютер Comodore 64. По мощности ему было далеко до PC, но он был необыкновенно популярен и позволял делать весьма интересные работы. В конце 80-х ему на смену пришла Amiga, обладающая большим объемом памяти и большей производительностью. Amiga позволила вывести демо на новый уровень. Графика, демо, интро, музыка стали более высокого качества, а значит, и более интересными. В начале 90-х фирма, производившая Amiga, обанкротилась и была куплена другой компанией. Amiga осталась без софта, драйверов, и компьютер умер. Теперь им пользуются только фанаты. Но исчезнувшая платформа стала легендой демокультуры. Именно с появлением Amiga можно связать колоссальный прорыв в развитии сцены. В то время многие обладатели персональных компьютеров были увлечены bbs, и это облегчило и ускорило обмен информацией между сценерами. Однако популяризация, как всегда, не только помогает, но и вредит. Так, с появлением сетей на сцену пришло много малоквалифицированных демомейкеров, а поскольку изобретательности для создания оригинальных работ у многих из них не хватало, они просто использовали чужие идеи, что раньше, во времена деморомантизма, было страшным позором для группы.

С появлением Amiga и цифрового звука возникло новое музыкальное направление - трекерная музыка. На сегодняшний день трекерная музыка делится на альтернативную (непопулярные электронные стили), классическую (электронная танцевальная музыка) и композиции, записанные с использованием четырех каналов. Также существует направление МРЗ-музыки. Она отличается от привычной только тем, что клавишные и ударные инструменты заменяются электронными аналогами, записанными в миди-редакторе или на драм-машине, а гитарный звук пропускается через программные фильтры и усилители. От трекерной музыки МРЗ отличается главным образом тем, что может записываться с использованием всех возможных музыкальных редакторов, драм-машин, семплеров, гитар, синтезаторов и компилироваться при этом любыми возможными путями, тогда как трекерная музыка пишется только в трекере…

И ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

После такой вводной части можно смело приступать к "пропесочиванию" Тюмени. Итак, утверждаю: до 1999 года демосцены в Тюмени официально не существовало. Лично я могу утверждать, что были 2-3 интро, рекламирующие BBS "Hyperspace Station" и написанные известными всему тюменскому Интернету rz и Максимом Чирковым. Но и только то. Впрочем, можно упомянуть еще пару красивых ASCII-art картинок BBS "Flying Dutchman" и "Pirit station". Можно упомянуть вдохновленных появлением "Scream Tracker 3" трекерщиков, к числу которых когда-то относился и я. Но это все 1994-96 года, а на дворе 2001…

В 1999 году был проведен первый фестиваль компьютерной музыки и графики "Interface". Демосцена по-тюменски: 85% музыкантов и 10% 20 графики и 5% 3D. Что-ж, первый блин… Но главное было сделано: положено начало ежегодной традиции, Тюмень компьютерная знает об этом явлении и даже пытается что-то представить. Правда, сказывается отсутствие большого количества ВУЗов в городе: нынешние программисты не знают ничего кроме Delphi; о том, что такое asm или режим-Х VGA, уже никто не помнит. Однобоко, без традиционного программирования, но все-таки - demoscene. Или computer art, если вам так будет угодно.

Interface-2000. Здесь ситуация с графикой намного улучшилась. Были интересные ролики, 2D анимация ("Снеговик"!). Музыка чаще - самостоятельная, ремиксов почти не осталось. Жаль, трекерщиков стало меньше.

Interface-2001. Что нас ждет в этом году? В этом году к организации фестиваля мы решили подойти заранее. С июня вас ожидает возрождение радиопрограммы "Живая синтетика" на "Радио 7", подробная информация о фестивале и форум для его обсуждения на сайте (адрес появится в следующем номере газеты). Читайте, слушайте новости: Interface не за горами…

При составлении статьи использовалась информация из журнала "Мир Internet" ©10(49) октябрь 2000.

Tags: interface